При строительстве, обслуживании, проверке и ремонте объектов дорожного хозяйства большое внимание уделяется измерениям, связанным с обустройством уклонов дороги, откосов и водоотводов. Эти параметры напрямую влияют на то, насколько безопасной будет трасса, и сколько она прослужит до следующей капитальной реконструкции.
Основной инструмент, который используется для проведения экспертиз и проверок - универсальная дорожная рейка, сертифицированная в Госреестре средств измерения и своевременное поверенная. Поверка позволяет удостовериться в том, что устройство полностью соответствует паспортным характеристикам и дает возможность использовать полученные значения продольных и поперечных уклонов автомобильной дороги при составлении официальных документов - отчетов, журналов, заключений. Кроме того, поверенная рейка без проблем проходит проверки контрольно-надзорных органов. Помимо дорожного хозяйства этот инструмент часто используют при разбивке контуров насыпей и выемок и монтаже ответственных конструкций.
Как измерить уклон?
Продольный уклон автодороги, как правило, диктуется особенностями рельефа, а поперечный обустраивается специально, в зависимости от климатических условий, и обеспечивает сток воды с проезжей части. При создании уклонов используется измерительная головка (или электронный уровень), установленная в верхней части дорожной рейки. Этот инструмент представляет собой комбинацию отъюстированного пузырькового уровня, червячной передачи и лимба с градуировкой в промилле, по этой шкале и считывается значение уклона. С нюансами измерительного процесса можно ознакомиться в доступной видеоинструкции. Отметим также, что специалисту всегда стоит сверяться с отраслевыми ГОСТами и нормами в отношении допусков уклонов.
Как определить откос?
В тех ситуациях, когда край дороги находится выше поверхности земли, возникает откос насыпи, а в противном случае, когда проезжая часть располагается ниже уровня грунта, получается откос выемки. Оба варианта можно без труда измерить дорожной рейкой, для чего ее следует установить перпендикулярно трассе. Поскольку значения откосов обычно гораздо больше, чем допустимый уклон дороги, работать по лимбу будет неудобно - просто не хватит разметки шкалы. Поэтому таких исследований, связанных с откосами автомобильных дорог, в рейках предусмотрен эклиметр (угломер) балансирного типа, который крепится в полости инструмента. Шкала эклиметра расположена на виду, на верхней поверхности РДУ, и закрыта защитным стеклом.
В процессе обустройства выемок рекомендуется избегать пересечения грунтовых вод (т. н. мокрая выемка), чтобы предотвратить оплывание откоса, образование наледей и строительства дополнительных дренажных конструкций. Как и в случае с уклонами автомобильных дорог, важно следовать стандартам отрасли и проверять фактическое состояние объекта на соответствие допускам по откосам.
Особенности отвода воды
Правильная организация эффективной системы водоотвода означает строительство сооружений и профилирование полотна дороги с учетом климатических особенностей, присущих конкретной местности. Это инженерная задача, которая не терпит ошибок и неточностей, т. к. даже небольшой просчет на стадии проектирования приводит к тому, что вода скапливается и застаивается в дефектах асфальтобетонного покрытия, а грунт переувлажняется, что в конечном итоге приводит к дорогостоящему ремонту и трагическим последствиям в виде ДТП. Именно поэтому использование высокоточных инструментов, таких, как дорожная рейка, становится необходимым условием создания системы поверхностного дорожного водоотвода, соответствующей всем ключевым стандартам и нормативам.