Виды повреждений дорожного полотна

Разрушение дорожного покрытия - главная проблема, с которой приходится бороться специалистам при эксплуатации автотрасс и покрытий взлетно-посадочных полос аэродромов. Причины повреждений могут быть самые разные: от просчетов при строительстве до несвоевременного проведения ремонтных мероприятий. Важно одно - любые отклонения параметров полотна от требований ГОСТ, техусловий и отраслевых дорожных норм несут собой потенциальные риски для участников движения.

При обслуживании трасс и аэродромов с целью предотвращения разрушения дороги на первый план выходят мероприятия мониторинга и анализа повреждений, на основе которых специалисты планируют проведение ремонтных работ. Следует понимать, что любое исследование или экспертиза состояния дорожного выполняется при помощи профессионального специализированного инструмента, такого как универсальные дорожные рейки и дорожные колеса.

Колейность

Колейность

Образование колеи - это продольный дефект покрытия, разрушение дороги вдоль линии наката по направлению движения автомобилей. Типовые причины формирования колеи на дороге:

  • истирание покрытия транспортными средствами в тех местах, где колеса непосредственно контактируют с асфальтом;
  • деформация покрытия от жары или превышения допустимой нагрузки, наиболее частая причина деформаций - перегруженные грузовые автомобили;
  • недостаточное уплотнение слоев дорожной одежды в процессе строительства или ремонта;
  • накопление усталостных напряжений нижнего слоя дороги, за которыми следует деформация верхних;
  • неравномерные просадки грунта, например, вследствие переувлажнения.

Во время инспекций важно установить степень развития дефекта и измерить глубину колейности асфальтобетона. Таким образом, исследование колеи на дороге по ГОСТ необходимо проводить с дорожной рейкой, оснащенной клиновым промерником.

Сдвиги покрытия

Сдвиги покрытия

Смещение слоев и другие пластические деформации, такие как наплывы и т. н. “гребенка” - это нарушение стандартов ровности автодороги, в основе которого лежит сдвиг материала покрытия. Как правило, такие повреждения чаще всего возникают на спусках и других пологих участках, на которых участники дорожного движения выполняют торможение. Также причиной смещения дороги могут служить многочисленные циклы оттаивания и замерзания грунта.

Интересный факт из классификации - пластические сдвиги полотна в продольном направлении считаются “грубенкой”, если шаг выступов не превышает одного метра. В противном случае дефект идентифицируется как “волны”.

Просадки

Просадки

Просадка асфальтобетонного полотна - это дефект в виде впадины со скошенными пологими краями. Дефекты такого типа во многом сходны с колейностью и возникают по похожим причинам, среди которых можно выделить две - несоблюдение строительных норм и проблемы с грунтом. Для определения степени просадок дороги и планирования ремонта также требуется дорожная рейка.

Проломы, ямы, выбоины

Проломы, ямы, выбоины

В зависимости от степени серьезности дефекта так называют разрушение слоев дороги с резким изменением ее профиля. Важно понимать, что даже небольшая выбоина со временем и, особенно, в демисезонный период может быстро увеличиться в размерах, что представляет угрозу для целостности полотна и дорожного движения. Выбоина или яма может образоваться как из трещины, которую вечно порвал лед, так и возникнуть на месте продавленного участка. При обследовании проломов дороги следует измерить их глубину и протяженность, чтобы правильно оценить количество материала для восстановления целостности трассы.

Факторы появления ям и выбоин:

  • погодные условия - чем чаще температура “скачет через ноль”, тем выше риск образования дефекта;
  • грунтово-гидрологическая ситуация - трасса на скальном или песчаном основании меньше склонна к проламывания, чем построенная на глине или суглинке;
  • качество смеси, используемом при асфальтировании дорог - тут ключевую роль играет контроль на производстве и испытания в процессе строительства;
  • состояние основания - плохо подготовленное или просто неустойчивое основание рано или поздно приведет к появлению выбоин;
  • организация проведения строительства и контроль следования стандартам, особенно на стадии уплотнения.

Поверхностные разрушения асфальтобетонного покрытия

Поверхностные разрушения асфальтобетонного покрытия

Самая распространенная категория дефектов, своевременная реакция на которые позволяет купировать развитие более серьезных и дорогостоящих в ремонте повреждений. Поверхностные разрушения дороги подразделяются на технологические, образующиеся вследствие некачественной укладки покрытия (горячая полоса на холодную) или несоблюдения технологии ухода, и эксплуатационные, возникающие из-за напряжения от внешних факторов - колебаний температуры, динамической нагрузки, просадок грунта.

Трещины - поперечные, продольные или диагональные - могут быть как одиночными, так и образовывать сетку, разделяющую поверхность на многоугольники. В зависимости от ширины раскрытия трещин и их разветвленности подбирается наиболее подходящий вид ремонта, а также используемый при этом материал - мастика, эмульсия и т. д.

Выкрашивание асфальта

Выкрашивание асфальта отличается от трещин тем, что полотно не разрывается, а теряет часть зерен минерального состава. В образованные несплошности проникает грязь и вода, что в конечном итоге приводит к возникновению более обширных дефектов.

Крошение кромок

Выкрашивание асфальта

Обкрашивание кромок асфальтобетона можно часто заметить на тех участках, где асфальт прилегает к обочине. В зависимости от степени развития дефекта, материал дороги может трескаться или частично отделяться от основной части покрытия, в результате чего появляются рваные края. Главный метод борьбы с таким типом разрушения покрытия - своевременная и правильная обработка кромки асфальта.