4 мин.

Виды повреждений дорожного полотна

Разрушение дорожного покрытия - главная проблема, с которой приходится бороться специалистам при эксплуатации автотрасс и покрытий взлетно-посадочных полос аэродромов. Причины повреждений могут быть самые разные: от просчетов при строительстве до несвоевременного проведения ремонтных мероприятий. Важно одно - любые отклонения параметров полотна от требований ГОСТ, техусловий и отраслевых дорожных норм несут собой потенциальные риски для участников движения.

При обслуживании трасс и аэродромов с целью предотвращения разрушения дороги на первый план выходят мероприятия мониторинга и анализа повреждений, на основе которых специалисты планируют проведение ремонтных работ. Следует понимать, что любое исследование или экспертиза состояния дорожного полотна выполняется при помощи профессионального специализированного инструмента, такого как универсальные дорожные рейки и дорожные колеса.

Колейность

Колейность

Образование колеи - это продольный дефект покрытия, разрушение дороги вдоль линии наката по направлению движения автомобилей. Типовые причины формирования колеи на дороге:

  • истирание покрытия транспортными средствами в тех местах, где колеса непосредственно контактируют с асфальтом;
  • деформация покрытия от жары или превышения допустимой нагрузки, наиболее частая причина деформаций - перегруженные грузовые автомобили;
  • недостаточное уплотнение слоев дорожной одежды в процессе строительства или ремонта;
  • накопление усталостных напряжений нижнего слоя дороги, за которыми следует деформация верхних;
  • неравномерные просадки грунта, например, вследствие переувлажнения.

Во время инспекций важно установить степень развития дефекта и измерить глубину колейности асфальтобетона. Таким образом, исследование колеи на дороге по ГОСТ необходимо проводить с дорожной рейкой, оснащенной клиновым промерником.

Сдвиги покрытия

Сдвиги покрытия

Смещение слоев и другие пластические деформации, такие как наплывы и т. н. “гребенка” - это нарушение стандартов ровности автодороги, в основе которого лежит сдвиг материала покрытия. Как правило, такие повреждения чаще всего возникают на спусках и других пологих участках, на которых участники дорожного движения выполняют торможение. Также причиной смещения дороги могут служить многочисленные циклы оттаивания и замерзания грунта.

Интересный факт из классификации - пластические сдвиги полотна в продольном направлении считаются “гребенкой”, если шаг выступов не превышает одного метра. В противном случае дефект идентифицируется как “волны”.

Просадки

Просадки

Просадка асфальтобетонного полотна - это дефект в виде впадины со скошенными пологими краями. Дефекты такого типа во многом сходны с колейностью и возникают по похожим причинам, среди которых можно выделить две - несоблюдение строительных норм и проблемы с грунтом. Для определения степени просадок дороги и планирования ремонта также требуется дорожная рейка.

Проломы, ямы, выбоины

Проломы, ямы, выбоины

В зависимости от степени серьезности дефекта так называют разрушение слоев дороги с резким изменением ее профиля. Важно понимать, что даже небольшая выбоина со временем и, особенно, в демисезонный период может быстро увеличиться в размерах, что представляет угрозу для целостности полотна и дорожного движения. Выбоина или яма может образоваться как из трещины, которую вечно порвал лед, так и возникнуть на месте продавленного участка. При обследовании проломов дороги следует измерить их глубину и протяженность, чтобы правильно оценить количество материала для восстановления целостности трассы.

Факторы появления ям и выбоин:

  • погодные условия - чем чаще температура “скачет через ноль”, тем выше риск образования дефекта;
  • грунтово-гидрологическая ситуация - трасса на скальном или песчаном основании меньше склонна к проламывания, чем построенная на глине или суглинке;
  • качество смеси, используемом при асфальтировании дорог - тут ключевую роль играет контроль на производстве и испытания в процессе строительства;
  • состояние основания - плохо подготовленное или просто неустойчивое основание рано или поздно приведет к появлению выбоин;
  • организация проведения строительства и контроль следования стандартам, особенно на стадии уплотнения.

Поверхностные разрушения асфальтобетонного покрытия

Поверхностные разрушения асфальтобетонного покрытия

Самая распространенная категория дефектов, своевременная реакция на которые позволяет купировать развитие более серьезных и дорогостоящих в ремонте повреждений. Поверхностные разрушения дороги подразделяются на технологические, образующиеся вследствие некачественной укладки покрытия (горячая полоса на холодную) или несоблюдения технологии ухода, и эксплуатационные, возникающие из-за напряжения от внешних факторов - колебаний температуры, динамической нагрузки, просадок грунта.

Трещины - поперечные, продольные или диагональные - могут быть как одиночными, так и образовывать сетку, разделяющую поверхность на многоугольники. В зависимости от ширины раскрытия трещин и их разветвленности подбирается наиболее подходящий вид ремонта, а также используемый при этом материал - мастика, эмульсия и т. д.

Выкрашивание асфальта

Выкрашивание асфальта отличается от трещин тем, что полотно не разрывается, а теряет часть зерен минерального состава. В образованные несплошности проникает грязь и вода, что в конечном итоге приводит к возникновению более обширных дефектов.

Крошение кромок

Выкрашивание асфальта

Обкрашивание кромок асфальтобетона можно часто заметить на тех участках, где асфальт прилегает к обочине. В зависимости от степени развития дефекта, материал дороги может трескаться или частично отделяться от основной части покрытия, в результате чего появляются рваные края. Главный метод борьбы с таким типом разрушения покрытия - своевременная и правильная обработка кромки асфальта.