Оценка автомобильных дорог - это комплекс инженерных мероприятий, который является неотъемлемой частью строительства и обслуживания объектов дорожного хозяйства. При этом масштаб объекта не так важен - оценка состояния дорожного полотна проводится как для федеральных автодорог и трасс, так и для обычных городских улиц, парковок, придомовых территорий и тротуаров.
Обследования выполняются разрушающими методами, которые подразумевают сверление, взятие проб и их анализ в лаборатории, или неразрушающими, связанными с измерениями асфальта в полевых условиях. Последние позволяют сразу оценить состояние дороги и проверить соответствие объекта требованиям различных стандартов и нормативов.
Для выполнения точных и достоверных измерений необходимо специальное оборудование, которое поможет определить ровность дорожного покрытия, угол его наклона, крутизну обочин и насыпей, а также провести диагностику неровностей и других дефектов полотна. Сейчас мы расскажем об инструментах и приборах для дорожников, но для начала объясним, зачем вообще все это нужно.
Основные цели экспертизы дорог
- Определение исходного состояния автодороги перед плановым ремонтом или реконструкцией.
- Контроль хода и обеспечение дорожных работ.
- Сдача в эксплуатацию и сравнение фактического результата с нормативными требованиями.
- Диагностика трассы в динамике, в процессе эксплуатации.
- Составление плана дорожного ремонта и проверка его качества.
- Прогнозирование изменений состояния объекта.
- Расследования обстоятельств дорожно-транспортных происшествий.
- Оценка объемов использованных стройматериалов и др.
Наиболее востребованные инструменты для оценки состояния дорог
Дорожная рейка
Универсальное решение, которое позволяет за один раз провести целый комплекс измерений покрытия автомобильной дороги. Ширина рейки соответствует ширине полосы дороги, а на корпус инструмента нанесена высокоточная метрическая шкала - все это дает возможность удобно проводить замеры длины различных элементов дороги.
Измерительная головка с лимбом или электронный уровень, в зависимости от модификации дорожной рейки, используются для определения уклонов.
Внутри инструмента смонтирован балансир-эклиметр, за показаниями которого можно следить в специальном смотровом окошке. Эклиметр необходим для измерения крутизны откосов и насыпей.
В полости трехметровой рейки можно найти полезный аксессуар - клиновой промерник. С его помощью специалист может узнать величину просвета под рейкой во время изучения неровностей, определить глубину ямы или выбоины, а также исследовать толщину слоев дорожной одежды.
Важно отметить, что РДУ необходима для любой дорожно-строительной организации, т. к. использование реек прямо прописано в ГОСТ 30412.
Линейка
Несмотря на то, что рейка снабжены измерительной шкалой, проводить точечные замеры трехметровым инструментом не всегда целесообразно. На этот случай в арсенале дорожника есть сертифицированная линейка. Она выполнена из высококачественного металла, благодаря чему отличается долговечностью. На корпус линейки нанесена миллиметровая (цена деления - 1 мм) шкала, которая устойчива к истиранию и механическим повреждениям. Длина инструмента может варьироваться, но обычно используют 30-сантиметровую версию. Работа с таким инструментом регламентирована в ГОСТ 427-75 (линейки металлические).
Рулетка
Еще один аксессуар для определения линейных параметров различных объектов и неровностей - измерительная рулетка. Важно помнить, что аксессуар неизвестного происхождения и с неясными характеристиками для строительства и мероприятий дорожной экспертизы не годится. Так, класс точности должен быть как минимум третьим, а еще лучше - вторым, такой инструмент обеспечивает большую достоверность и стабильность результатов.
Если специалисту потребуется вписать полученные данные в официальные документы, то единственный подходящий вариант - рулетка с поверкой и свидетельством, актуальным на дату составления отчета или заключения. Длина полотна может быть разной, но по опыту можем сказать, что наиболее оптимальным выбором будет 5 метров.
При покупке рулеток для дорожных работ основное внимание следует следует уделить долговечности инструмента, т. к. использовать его придется в жестких условиях. Полотно с износоустойчивым нейлоновым покрытием и мощная прорезиненная защита корпуса точно будут не лишними.
Более подробную информацию по требованиям можно найти в стандарте по рулеткам - ГОСТ 7502.
Дорожное колесо
Курвиметр становится отличным выбором во всех случаях, когда применение ленточных рулеток нецелесообразно или невозможно, например, в силу сложной конфигурации объекта. Типичные примеры - повороты и изгибы трассы, извилистые дорожки, укладка бордюрных камней. Помимо дорожной сферы он широко используется в железнодорожном хозяйстве, сфере ЖКХ, строительстве и при выполнении землеустроительных изысканий.
Дорожный курвиметр - один из самых удобных и точных способов измерить расстояние. Доступны модели с электронным или механическим счетчиком, последний более надежен. Особенно популярны складные версии, которые легко хранить и транспортировать к месту выполнения замеров. Модификации с одним большим колесом лучше справляются с неровностями, а с двумя - более устойчивы. Как и в случае с другими инструментами, для прохождения проверок надзорных органов потребуется дорожное колесо с поверкой, внесенный в Госреестр СИ.
Заключение
На нашем сайте вы можете получить профессиональную консультацию по этим инструментам и другому оборудованию для проведения измерений дорог, оснащения дорожной лаборатории и решения задач экспертизы покрытия.